Есть в старых автомобилях что-то особенное, загадочное, непостижимое. Рядом с
машинами, которые старше тебя на несколько десятилетий, чувствуешь себя
неуверенно. Современный стиль и дизайн к ним не подходит. Он, так сказать, себе на
уме. Вот этот Buick. Маленькие окошки с затертыми стеклами в потрескавшихся от
солнца и времени резинках-уплотнителях, потускневшая краска в микротрещинах, как
на старинных картинах, местами вздувшийся хром со следами ржавчины. При
прикосновении холодный металл неожиданно обжигает ладони. Кто поверит, что он
излучает тепло? Приходилось прикасаться к более роскошным машинам прошлого, но
ни одна из них не излучала такого количества энергии. Автомобиль буквально
околдовал. Что, черт возьми, происходит? Обычный с виду Buick, американский
седан высшего класса. До представительского не дотягивает – салон без
перегородки. Рядная восьмерка под двухметровым капотом, руль огромных размеров –
и никаких чудес техники, даже для того времени. Волшебство в другом. Чтобы
невероятное стало очевидным, обратимся к истории машины.
Год выпуска –
1938-й. С весны 1945 года автомобиль принадлежит нашим соотечественникам. Первым
из них был генерал-полковник, а позже маршал бронетанковых войск Павел Семенович
Рыбалко, дважды Герой Советского Союза. С его именем и связано самое яркое
событие в истории этой машины. Как известно, последним форпостом немецких войск
был не Берлин, а Прага. Боевые действия в Чехословакии продолжались и после
капитуляции Германии. Точка в войне была поставлена пражской операцией войск
1-го, 2-го и 4-го Украинских фронтов против немецких групп армии «Центр» и
«Австрия» 6-11 мая 1945 года.
Утром 9 мая части 3-й гвардейской танковой
армии Рыбалко, совершив ночной 80-километровый бросок, с ходу ворвались в Прагу.
В этот же день командарм въехал в город. Но не на танке. И не на белом коне. На
черном Buick Special, взятом в «плен» под Берлином за несколько дней до этого.
Окруженный толпой ликующих пражан Buick с генералом проехал по центру города. Не
каждому победителю дано так въехать в город. И не каждому автомобилю. Уже
поэтому попавший к нам в руки экземпляр – персонаж исторический. Но это не все.
Машина, как говорят сейчас, несет в себе энергетику самых светлых человеческих
чувств, которые испытывали жители Праги к своим освободителям. Хронику того дня
все много раз видели в кино. Эта машина стала свидетелем счастья тысяч людей и
буквально аккумулировала их восторг. Оттого рядом с ней становится тепло. Спецы
по биоэнергетике говорят, что некоторые предметы способны излучать такую энергию
вечно. Был месяц май. Год 1945-й, а не 1968-й.
Список владельцев этого
автомобиля ведется не с 1938-го, а с мая 1945 года – в войну было не до
документов. Достоверно известно, что в 1948 году, незадолго до смерти, Рыбалко
подарил Buick своему другу. Тот уступил машину в 1979 году одному московскому
автоколлекционеру за 4500 рублей. Почти 10 лет потребовалось для воссоздания
первоначального внешнего вида. В начале 90-х Buick «снялся» в художественных
фильмах «Сталин» и «Коул-Бешеный пес». В 1996 году автомобиль снова был продан.
Машину ждет основательная реставрация. К счастью, все аутентичные детали
сохранены.
Каким же образом американский автомобиль попал в Германию?
Можно предположить, что он был ввезен в Европу еще до начала второй мировой.
Соединенные Штаты находились в состоянии войны с Германией с декабря 1941 года,
после нападения японцев на Перл-Харбор. Корпорация General Motors прекратила
поставки еще раньше, в конце 30-х, после того, как немцы национализировали ее
отделение Opel. Автомобили могли поставляться в неоккупированные страны. Buick
попал, например, во Францию.
Но после ее капитуляции был конфискован в
пользу германских военных властей. Наверное, ездили на нем где-нибудь в
прифронтовой полосе, подальше от начальства – кто бы посмел разъезжать во
«вражьей» машине такого класса по Рейху. Тем более что Mercedes-Benz и Ноrсh
бесперебойно обеспечивали верхушку власти лимузинами вплоть до 1944 года.
Не исключено также, что автомобиль был изначально поставлен в СССР. Во
всяком случае, в трилогии Валентина Пикуля «Барбаросса» есть упоминание о том,
что еще до войны обкомовское начальство ездило на машинах марки Buick.
Автомобиль мог принадлежать руководителю одной из областей до ее захвата
немцами. Счет таким потерям никто не вел. А может, немцы отбили Buick у
американцев на «втором фронте»? Есть еще несколько версий, но с уверенностью
можно констатировать одно – с 1938 по 1945 год Buick и по Европе поколесил, и
повидал многое.